Зачем нужен «собачий клык» на крыле — объясняем крутую фишку авиации 20 века

Многие ставшие хорошо известными самолеты, такие как Ил-62 или F-4 Phantom, оснащались крылом с передней кромкой, изломанной угловатым зигзагом. Выглядело фантастически стильно, но вы, конечно, догадываетесь, что нужна она не для красоты.
Зачем нужен «собачий клык» на крыле — объясняем крутую фишку авиации 20 века
Blender Artists
Содержание статьи
Среди англоязычных специалистов этот элемент крыла получил название dog tooth («собачий зуб»).

Мне не встречалось, чтобы существовал какой-то аналог в русскоязычной терминологии: в описании Ил-62 он упоминается как «клюв» или «зуб», но это точно не официальный термин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Зуб» на крыле — часто встречающийся элемент

Кроме нашего авиалайнера, этот элемент изначально существовал в конструкции планера таких знаменитых машин, как F-4 Phantom, F-15 Eagle, C/F-18A Super Hornet и многих других. Другие самолеты получили его по замечаниям пилотов уже после начала эксплуатации – например, так случилось с Hawker Hunter, одним из первых британских реактивных истребителей, и малым самолетом Daher Kodiak.

британский истребитель Hawker Hunter
Крыло Hawker Hunter «изломали» после первых испытаний, чтобы улучшить его характеристики.
Arpingstone | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цель – не допустить штопора

Смысл «клюва» в том, чтобы создать вихревой жгут на крыле. Он улучшает поведение самолета при высоких углах атаки, препятствуя резкому срыву воздушного потока и сглаживая изменение подъемной силы, а это снижает риск срыва самолета в штопор.

Гребни на крыле Ту-95
Ту же задачу можно решать иначе – например, с помощью гребней на верхней поверхности крыла, как на этом Ту-95.
МО РФ

Поскольку полеты на больших углах атаки чаще всего практикуют военные пилоты при маневрировании в воздушном бою, чаще всего этот элемент встречается на военных машинах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Крыло Ил-62
HDpic.club

Самое известное исключение – наш Ил-62. Особенность этого лайнера – Т-образное оперение в сочетании со сдвинутым к хвосту крылом. Такая схема создает высокую угрозу сваливания в плоский штопор, если самолет случайно задерет нос. У других самолетов, таких как Ту-154, с этой проблемой борются с помощью предкрылков, но конструкторам дальнемагистрального Ила нужно было максимальный объем крыла отвести под топливные баки, поэтому они заменили предкрылки на «собачий зуб».