Древние ДНК раскрывают тайны исчезнувшего Аварского каганата

Авары на протяжении более двух столетий правили Восточной и Центральной Европой, но потом практически бесследно исчезли, не оставив письменных свидетельств. Ученые Института Макса Планка проанализировали древние ДНК, извлеченные из останков 4 крупных захоронений и смогли многое рассказать о жизни и обычаях аваров.
Древние ДНК раскрывают тайны исчезнувшего Аварского каганата
Ученые отобрали геномные данные из 279 могил на кладбище в Ракоцифальве, Венгрия, где были похоронены представители средневековой аварской культуры. Institute of Archaeological Sciences, Eötvös Loránd University Múzeum, Budapest, Hungary
Большинство людей, конечно, слышали о гуннах и о воине-правителе — Аттиле. Но авары — другой кочевой народ, который занял примерно тот же регион Восточной и Центральной Европы, что и гунны, остались неизвестными. А ведь они создали обширную империю, — Аварский каганат, просуществовавший с конца 6 века до начала 9 века. Мы до сих пор о них знаем очень мало. И не знаем, почему они исчезли.

Ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, Германия исследовали 424 генома, собранных из сотен аварских могил. Результаты их работы опубликованы в журнале Nature.

«Эти люди практически не имели голоса в истории, и мы смотрим на них таким образом — через их тела», — говорит Зузана Хофманова, археогенетик и один ведущих авторов исследования.

Аварский каганат и соседние страны около 602 года
Википедия

Девять поколений

Исследователи сосредоточили свое внимание на четырех кладбищах в Венгрии, которая когда-то была центром Аварского каганата. Генетики извлекли останки изо всех могил. Это позволило ученым использовать генетические данные для картирования родства целых аварских общин.

Эти усилия получили важный импульс благодаря вычислительному методу под названием ancIBD, который может связывать даже отдаленных членов семьи на основе их общих хромосомных последовательностей. Соавтор работы Йоханнес Краузе, археогенетик из Института Макса Планка, говорит, что ученым, как правило, сложно заново собрать генеалогические деревья на основе ДНК, которые простираются за пределы родственников третьей степени, таких как двоюродные братья и сестры или прабабушки и дедушки. Но с помощью таких инструментов, как ancIBD, Краузе и его коллеги смогли составить гораздо более далекие генеалогические деревья аваров, включая огромную родословную из девяти поколений, включающую 146 членов одной семьи.

Данные свидетельствуют о том, что после миграции в Европу авары сохранили многие культурные традиции места своего происхождения в степях Северо-Восточной Азии. Например, авары очень строго избегали инбридинга. Браки между родственниками практически отсутствуют — даже на уровне троюродных братьев и сестер. Краузе говорит, что это удивительно, учитывая, что союзы между двоюродными братьями и сестрами не были чем-то необычным на протяжении большей части европейской истории.

Смешанные браки с соседями-неаварами также были редкостью: около 20% геномных последовательностей в отобранной аварской ДНК можно было отнести к центральноевропейскому происхождению.

Золотая статуэтка, раскопанная в аварском захоронении в Ракоцифалве, Венгрия.

Патриархат

Исследователи зафиксировали несколько примеров «левиратных союзов», когда вдова выходила замуж за мужчину из семьи своего умершего супруга, например, за его брата. Такие брачные модели были нетипичны для большей части Европы, но были устоявшимися чертами азиатских степных культур.

Авары также придерживались строго отцовской линии: мужчины выступали в роли глав семей. Дочери покидали свои общины, чтобы присоединиться к своим мужьям. Был зарегистрирован только один случай, когда рядом похоронены и мать, и ее взрослая дочь.

Собранные данные о родстве показывают сдвиг в местной политической власти. В могилах захоронения Ракоцифалвы исследователи обнаружили, что в начале европейской истории аваров преобладала одна мужская линия, но к концу 7 века ее вытеснила другая. Археологические данные, собранные в этих могилах, позволяют предположить, что у новой семьи была другая диета и другие погребальные ритуалы, чем у той, которая принесла свои обычаи из степи. Аварская культура постепенно менялась, несмотря на относительно небольшое количество смешанных браков с неаварами.