WD-40: история компании, которая создала универсальное средство

Баллончик, который не требует представления. Кажется, этим средством можно починить все, и даже больше. Рассказываем, где и как была разработана формула «всемогущей» жидкости.
WD-40: история компании, которая создала универсальное средство
ALAMY
WD-40 было придумано в Калифорнии, но сегодня там оно не продается. Это связано с тем, что состав средства не подходит под принятые современные нормы

Сегодня потребители находят для WD-40 тысячи вариантов применения. Среди них есть все: от глушения скрипа петель и удаления дорожной смолы с автомобилей до защиты инструментов от ржавчины и удаления клейких этикеток. Однако изначально в середине прошлого века легендарная смазка была разработана для других целей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как появился запрос на универсальную смазку

В первой половине XX века самолетная индустрия быстро и стремительно развивалась. После того, как авиаконструкторы научились делать первые успешные модели самолетов, возникла насущная проблема — сохранить их в надлежащем виде на долгий срок. Большая часть металлических материалов, из которых строили судна, со временем начинали ржаветь. С процессом пытались бороться с помощью краски и регулярного технического обслуживания, однако полностью предотвратить коррозию это не помогало.

В середине 1950-х годов миллионер Говард Хьюз владел авиакомпанией Trans World Airlines. Когда самолеты начали массово выходить из строя, компания стала искать пути замены и обновления самолетного парка. Вместе с этим нужно было бороться с конкурентами, которые покупали себе более новые и мощные модели летательных аппаратов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недолго думая, Хьюз оформил импульсивный и неразумный заказ на партию лайнеров Convair-880 из 63 летательных аппаратов компании General Dynamic. Естественно, такая покупка стоила миллионеру огромных денег, которыми он на тот момент не располагал. Когда General Dynamic закончили работы и уже были готовы передать Говарду Хьюзу его летательные судна, тот внезапно решил отказаться от покупки и заявить, что никаких договоренностей с фирмой у него не было.

После долгих судов компания все же выиграла дело, заставив предпринимателя рассчитаться с ним. К этому моменту 63 новых самолета, простоявших на открытом воздухе, заржавели и были непригодны для эксплуатации.

Чтобы разрешить эту проблему, сотрудники General Dynamic обратились к своим знакомым из небольшой химической фирмы Rocket Chemical Company и не прогадали. Несмотря на то, что штат компании на тот момент состоял всего из трех сотрудников, задача была решена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Rocket Chemical Company
WD-40

WD-40: создание универсального средства

Так, в 1953 году в маленькой лаборатории в Сан-Диего, штат Калифорния, трое молодых людей приступили к созданию растворителя и обезжиривателя для борьбы с ржавчиной.

Первые 39 попыток оказались неудачными, создать идеальную формулу сотрудникам фирмы удалось только на 40-й раз. Именно поэтому в названии средства появилось число 40. В две буквы, WD, зашифровали словосочетание Water Displacement, которое переводится как «вытеснение воды».

Формула средства была сразу же засекречена. Первые баллончики с WD-40 были использованы для восстановления товарного вида самолетов General Dynamic и защиты внешней обшивки ракеты Atlas от ржавчины и коррозии компании Convair.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первая упаковка WD-40
Первая упаковка WD-40
WD-40
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фирма стала расширяться, а вместе с ней — росло и количество сотрудников. Работники, выпускающие WD-40, были так впечатлены средством, что тайком уносили его домой, чтобы использовать для бытовых нужд. Вскоре информация о «загадочной» жидкости, которая «может все» стала распространяться среди населения. Стало понятно — дело нужно расширять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как средство обретало популярность

Заметив востребованность средства для использования в быту, основатель Rocket Chemical Company Норм Ларсен начал экспериментировать с выпуском WD-40 в аэрозольных баллончиках. Уже в 1958 году продукт появился на полках магазинов в Сан-Диего. Через два года после этого, в 1960 году, компания выросла почти вдвое, до семи человек. В среднем Rocket Chemical Company поставляли 45 ящиков в день в хозяйственные магазины и магазины спортивных товаров в районе Сан-Диего.

Несмотря на огромную популярность средства среди населения, этого было недостаточно, чтобы сделать жидкость самой популярной бытовой «панацеей» планеты. Решающим моментом в истории WD-40 стал ураган «Карла», произошедший на Атлантическом побережье США в 1961 году. Природная катастрофа, вызвавшая наводнение, повредила огромное число автомобилей и судов и портового оборудования. Нужна была срочная и эффективная починка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За средством для ремонта обратились к Rocket Chemical Company, выкупив у компании все имеющиеся в наличии баллончики и сделав заказ на поставку огромного количества новых партий.

Чтобы привлечь наибольшее внимание к продукту, компания добавила в формулу ароматизатор, который придал средству менее резкий и более приятный запах. В остальном — рецепт жидкости никогда не менялся.
Реклама WD-40
Реклама WD-40
flickr.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1962 году агентство NASA заказало партию WD-40 для использования его на космическом корабле «Friendship VII». В 1968 году средство было отправлено солдатам во Вьетнам для предотвращения повреждения огнестрельного оружия от влаги и поддержания его в рабочем состоянии.

Ребрендинг компании, выпускающей WD-40

В 1969 году у компании сменился владелец — им стал Джон Барри. В тот же момент фирма была переименована. Компания стала называться WD-40 Company в честь своего единственного продукта. В 1971 году WD-40 Company открыла первый международный офис, а в 1973 году вышла на биржу и была зарегистрирована на внебиржевом рынке. Цена акций компании выросла на 61 % в первый же день размещения.

Сине-желтые баллончики с универсальной жидкостью стали рекламировать по телевидению. Продажи средства значительно росли с каждым годом. Так, если в 1970-м выручка компании составляла 2 миллиона долларов, то к 1990-м она была уже 91 миллион долларов. Офисы фирмы стали открываться по всему миру: в Великобритании, Австралии, Испании, Малайзии и Франции.

Многие компании пытались выпустить поддельные продукты, вплоть до полного копирования характерных баллончиков WD-40. Однако добиться аналогичного эффекта у них не получалось — универсальное «всемогущее» средство ассоциировалось у потребителей исключительно с оригинальным WD-40.

Для того, чтобы не раскрывать секретную формулу жидкости, компания не запатентовала WD-40. Сохранение первоначального состава и дизайна упаковки было главной ценностью WD-40 Company. Внести изменения потребовалось только в 2005 году — тогда к оригинальному балончику была добавлена насадка-соломинка для более удобного использования.